Итоги-2017: топ-13 украинских стартапов, проявивших себя в уходящем году

28766
9

Уходящий год для украинской стартап-отрасли в целом выдался благоприятным. Чего стоит только крупнейшая инвестиционная сделка, когда Grammarly привлек $110 млн от General Catalyst, IVP и Spark Capital (правда, Grammarly условно можно назвать стартапом, это уже зрелая компания).

Точных оценок по росту инвестиций за год нет, однако, по словам Андрея Колодюка, по предварительным прикидкам, отрасль покажет как минимум двойной рост, вырастет и средний чек, ведь украинские команды понемногу взрослеют. Из стадии «команд в гараже» дорастают до презентаций на CES, участия в Y Combinator, конкурсах TechCrunch, финансирования от ЕС, привлечения миллионов через ICO.

Ежегодный рейтинг AIN.UA лучших украинских стартапов основан на опросе ведущих экспертов отрасли (прошлогодний рейтинг можно прочитать здесь). Наши эксперты — это ангелы, венчурные инвесторы, предприниматели, организаторы акселерационных программ, юристы, работающие в отрасли. Мы просили их назвать пять или менее стартапов, которые добились чего-то в уходящем году. 

Это должны быть проекты с украинской командой, которые начали работу не ранее 2015 года либо же совершили значимый пивот с этого года (чтобы в рейтинге не смешивались зрелые и молодые проекты, поэтому в нем нет того же Grammarly). Каждый названный экспертом стартап получал 1 балл, затем мы подсчитывали сумму баллов и определяли рейтинг. В этом году многие проекты получили одинаковое количество голосов, поэтому занимают одну позицию. Редакция AIN.UA поздравляет победителей.

1 место

People.ai — сервис анализа работы сейлз-менеджеров

Стартап Олега Рогинского — украинского предпринимателя, который переехал в США и сумел продать там компанию за $10 млн — в прошлом году занимал 4 место нашего рейтинга. Его новый проект развивается уже два года и называется People.ai. Цель — показать компаниям, насколько эффективно работают их менеджеры по продажам, согласно анализу данных из почты, звонков, CRM, мессенджеров.

В прошлом году стартап привлек раунд от многих известных инвесторов, среди которых Ник Белогорский, экс-руководитель антивирусного подразделения Facebook, Кевин Махаффи, основатель Lookout и известный хакер, недавно взломавший Tesla, Сэм Квок, партнер венчурного фонда Гая Кавасаки под названием Garage Technology Ventures.

В этом году стартапу удалось привлечь несколько раундов инвестирования: весной 2016 года проект поднял preseed-раунд от нескольких ангельских инвесторов Долины и фонда Гая Кавасаки Garage Technology Ventures. Полный размер раунда не раскрывается, но только от ангелов проект получил около $450 000. В сентябре проект поднял еще $7 млн, ведущие инвесторы — GGV Capital (главный инвестор в Airbnb & Alibaba) и лид-инвестор предыдущего раунда Lightspeed Venture Partners, который был первым инвестором Snapchat. Наши эксперты отмечали «быстрые темпы роста стартапа и привлечение инвестиций под высокую оценку».

2-3 место

Influ2 — сервис персональной рекламы для b2b

Дмитрий Лисицкий долгое время работал в корпоративном секторе: руководил UMH Digital, торговой площадкой AllBiz, а весной 2016 года переехал в Лондон, чтобы присоединится к сервису заказа такси Gett. Уже летом 2017 года предприниматель объявил о запуске собственного проекта — сервиса Influ2. Он позволяет таргетировать рекламу на конкретный список людей, а затем дает поименный отчет о том, кто видел объявления, кликал на них и заходил на сайт рекламодателя. Один из экспертов рейтинга, основатель Petcube Ярослав Ажнюк, назвал технологию Influ2 «фантастической с потенциалом занять лидерские позиции на мировом рынке».

В июне MVP проекта уже использовали первые клиенты в закрытого бета-тестирования. В сентября компания запустила бета-версию, с которой клиенты могли работать уже самостоятельно, без помощи менеджера. Осенью Influ2 успешно участвовала в TechCrunch Disrupt в Нью-Йорке. «К нашему стенду стояла очередь желающих узнать, что это за продукт», — уточнил Лисицкий.

В декабре Influ2 пользовались уже 14 клиентов — преимущественно средние и большие компании. В киевском офисе стартапа и представительстве в США работает 9 человек. Проекту также удалось привлечь $190 000 ангельских инвестиций. К марту в Influ2 планируют объявить о запуске первой версии продукта.

2-3 место

Nimses — геолокационная соцсеть с собственной валютой

Украинская социальная сеть Nimses стала сенсацией прошедшего лета. Это один из самых загадочных проектов не только на украинском рынке, но вообще. Никто не знает, кто его финансирует, как приложению удалось выбиться в топы по загрузкам и что сегодня происходит в большом красивом офисе, месторасположение которого разработчики держат в секрете.

Nimses придумали студенты Могилянки, которые хотели придать лайку материальную ценность, а заодно заставить молодых людей больше общаться в реале. Сначала никто не понимал, как пользоваться Nimses, потому что она не похожа ни на одну существующую соцсеть. Тем не менее проект стал вирусным в России, Украине и странах СНГ, а осенью его запустили на весь мир.

Nimses известен не только своей скрытностью, но и тем, что срывает все мыслимые и немыслимые дедлайны. Сервис Goods, с помощью которого пользователи могут обменивать внутреннюю валюту на реальные товары и услуги, обещали запустить еще в июне. В итоге бета стала доступна лишь в сентябре только в Киеве. Запуск на другие города Украины произошел и вовсе в декабре. А анонсированный еще на старте музыкальный раздел не запущен по сей день.

Кто-то верит в успех Nimses, кто-то считает, что его дни сочтены. Что происходит на самом деле, известно лишь посвященным сотрудникам, которые предпочитают помалкивать о планах, но утверждают, что у них все хорошо. Время покажет.

4 место

DMarket — маркетплейс на блокчейне для торговли внутриигровым инвентарем

Стартап запустили сооснователь киберспортивного клуба Natus Vincere Александр Кохановский и основатель платформы по торговле виртуальными предметами Skins.Cash Владимир Панченко. Суть его в том, чтобы дать возможность геймерам превращать свои ачивки в виде добытых в игре предметов в реальные деньги. А учитывая интерес человечества к компьютерным играм, предприятие обещает быть прибыльным.

В конце лета DMarket запустил ICO, которое стало крупнейшим на украинском рынке, несмотря на то, что проходило не в лучший период на крипторынке. «Были проблемы утечки средств с multisig-кошельков в эфирах, был запланирован и отменен хардфорк BTC SegWit2x и прочие. Тем не менее, нам удалось собрать огромную сумму на краудсейле по сравнению с другими игровыми проектами», — заявил СЕО DMarket Владимир Панченко в комментарии AIN.UA. Команда собрала $25 млн, инвесторами проекта стали Pantera Capital — один из самых влиятельных инвестфондов с блокчейн-специализацией и крупнейший владелец биткоинов среди венчурных фондов.

Сама платформа еще в разработке — запуск беты намечен на первый квартал 2018 года. Как сообщил Панченко, все идет по плану, и запуск маркетплейса состоится в срок. А выглядеть он будет примерно так.

5-9 место

monobank — mobile-only банк от экс-команды «ПриватБанка»

Если какой украинский проект (кроме Nimses) и наделал шуму в уанете в уходящем году — так это «первый мобильный банк» от команды экс-руководителей «ПриватБанка». После национализации Дмитрий Дубилет, Олег Гороховский и Михаил Рогальский ушли из «ПриватБанка» и основали финтех-компанию Fintech Band, а monobank стал первым ее известным проектом (эмитентом карт выступает Universal Bank).

Еще на этапе тестирования пользователи охотно делились в Facebook фото со стильными черными карточками банка и наборами стикеров с котиками, которые к карте прилагаются. За время тестирования его опробовало 17 000 человек, которые оформили кредитов на 150 млн грн. Одним из тестеров стал член нашей редакции — впечатления читайте в специальном обзоре.

В середине ноября проект окончательно вышел из беты. На тот момент у него насчитывалось 15 000 активных карт, с помощью которых проведено 400 000 успешных операций. «Это — нашумевший со старта ренессанс легендарной финтех-команды «Привата». От него ждут дальнейшего повышения технологических стандартов обслуживания клиентов», — так обосновал свой голос за проект один из экспертов.

5-9 место

Hushme — гарнитура, которая делает разговоры по телефону неслышными для окружающих

Проект отличился крайне успешной краудфанд-кампанией в этом году. В мае киевлянин Роман Сакун совместно с конструкторским бюро ARTKB запустили кампанию по сбору средств на проект гарнитуры для смартфонов, которая сделает разговоры по телефону секретными. Со включенной гарнитурой разговор не должны слышать даже те люди, которые находятся совсем близко. Уже в июне команда отчиталась об успешно собранных на Kickstarter $70 000.

Тогда же проект вышел и на Indiegogo, где удалось увеличить сумму, привлеченную через краудфандинг, почти до $100 000. По словам Сакуна, команда изначально планировала пойти именно таким путем: сначала кампания на Kickstarter как более мощной платформе, а потом фактически — дофинансирование на Indiegogo. Один из экспертов, участвовавших в нашем опросе, назвал девайс «забавным и странным»: «Проект получил много внимания у прессы. Даже были мемы, где его предлагали дарить политикам (например, Гройсману и Трампу)». Добавим чайную ложку дегтя и отметим, что украинский проект вошел в антирейтинг Engadget.

5-9 место

Allset — сервис для предзаказа еды и бронирования столиков в ресторанах

Сервис, который команда во главе со Стасом Матвиенко и Анной Полищук запустила в США в конце 2015 года, попадает в пятерку лучших второй год подряд. Allset позволяет сократить ожидание заказа в ресторане для пользователей, заранее забронировав столик, сделав заказ и оплатив его. Для ресторанов он помогает обслуживать клиентов эффективнее.

Третью осень подряд команда Allset привлекает инвестиции. Если в первом раунде участвовали украинские инвесторы, включая фонд SMRK, то в двух последующих в стартап вложили одни из наиболее известных американских — Andreessen Horowitz, Greycroft, Compound, FJ Labs и Vaizra. «Мало кто из украинских компаний получал инвестиции от топ-фондов мира и они единственные, кто рос так быстро, что смог дважды за год поднять инвестиции от таких фондов», — объяснил свой голос за Allset глава по развитию экосистемы UNIT.City Кирилл Мазур.

В 2017 году команда стартапа не только привлекла $5 млн инвестиций. С февраля по октябрь Allset удвоил количество ресторанов партнеров и объем ежемесячных заказов. На середину октября компания обслуживала 22 000 заказов в месяц для более чем 700 заведений в девяти городах США, включая Сан-Франциско, Нью-Йорк, Лос-Анджелес и Чикаго.

5-9 место

Setapp — магазин приложений для macOS по подписке

О том, что украинская продуктовая компания MacPaw работает над конкурентом Apple App Store стало известно в ноябре прошлого года. В июне MVP проекта уже использовали первые клиенты закрытого бета-тестирования. Уже тогда каталог приложений для macOS по подписке за $9,99 в месяц получил от западных журналистов положительные отзывы. Перед официальном запуском 25 января Setapp протестировало более 30 000 пользователей. 

Setapp не привлекал инвестиций и не побеждал на конференциях, но смог состояться как бизнес. Спустя 11 месяцев после публичного запуска он привлек более 14 000 платных пользователей, довел количество приложений в каталоге до 100 (из 300 возможных), начал сотрудничать с 80 вендорами и вышел на $1,5 млн Annual Recurring Revenue (ожидаемой годовой прибыли).

5-9 место

Cardiomo — гаджет для отслеживания работы сердца

Фото: Wearable

Несмотря на то, что большинство людей панически боятся стать жертвой авиакатастрофы, намного чаще люди умирают от хронических болезней сердца. Украинская супружеская пара Ксения и Роман Белкины решили положить этому конец, и разработали гаджет, который умеет отслеживать состояние здоровья человека в реальном времени, и в случае чего забьет тревогу.

В отличие от потребительских гаджетов, которые призваны развлекать, Cardiomo спасает жизни. И при этом у команды получается развивать свой продукт на гранты, не привлекая миллионы венчурных денег. За два года Cardiomo суммарно привлек $400 000, из которых $130 000 — инвестиции от акселератора Startа в виде сервисов (только 20% кеш).

На прошлой неделе Cardiomo запустил в продажу первую тестовую партию своих сенсоров. «Мы планировали выйти на краудфандинг, но посчитали, что вместо затрат на PR лучше сделаем партию продукта. И не жалеем. Иначе бекерам пришлось бы еще полгода ждать свои устройства», — пояснил Роман в комментарии AIN.UA.

10-13 место

PassivDom — автономный дом, напечатанный на 3D-принтере

Впервые команда PassivDom представила свою разработку летом 2016 года. Это — частично напечатанный на 3D-принтере дом, который может существовать полностью автономно. Например, энергия генерируются благодаря солнечным панелям, расположенным на крыше. В марте этого года стартап рассказал TechCrunch о «нескольких тысячах» человек, которые находятся в списке ожидания на получение первой модели дома. Также основатели PassivDom Максим и Юлия Гербут в этом году попали в рейтинг 100 новаторов Восточной и Центральной Европы по версии Google и Financial Times.

10-13 место

Restream.io — платформа для стриминга

Restream.io — платформа, созданная стартапом из Винницы, которая позволяет проводить стримы одновременно на нескольких популярных площадках: YouTube, Twitch, Ustream, Hitbox и других. Опрошенные AIN.UA эксперты отмечают стремительный рост пользовательской базы платформы за этот год.

10-13 место

Hideez — стартап, разрабатывающий умный брелок-ключ и браслет

Hardware-стартап Hideez второй подряд попадает в рейтинг «Стартап года». В начале этого года стартап представил вторую версию брелока Hideez Key. Новинка стала меньше в размерах, а также получила новые варианты крепления — теперь брелок можно носить не только на кольце с ключами, но и в виде браслета или кулона. Также в 2017 году Hideez прошел программу в американском акселераторе MACH37.

10-13 место

Mobalytics — аналитическая платформа для геймеров

Призер прошлогоднего рейтинга Mobalytics и в этом году попал в список лучше всего проявивших себя стартапов. Представив в 2016 свою платформу для тренировки геймеров на TechCrunch Disrupt, в августе этого года Mobalytics запустила ее публичную бету. Платформа анализирует показатели игроков благодаря API конкретной игры и выводит специальный индекс их игры — Gamer Performance Index.

Стартапы, которые набрали два и больше голосов от экспертов: 

Общий список проголосовавших экспертов:

  • Ажнюк Ярослав, сооснователь и СЕО Petcube
  • Аксельрод Андрей, People.ai
  • Афян Артем, «Юскутум»
  • Белогорский Ник, Nova Ukraine
  • Березовская Наталья, сооснователь и СЕО Detonate Ventures
  • Борняков Александр, Vertamedia
  • Бошняков Илья, СЕО AIN.UA
  • Васюков Геннадий, UCG
  • Витченко Алексей, генеральный директор Digital Future
  • Гадомский Дмитрий, управляющий партнер Axon Partners
  • Гончарук Виталий, Augmented Pixels
  • Довгополый Денис, управляющий партнер GrowthUp Group
  • Дубилет Дмитрий, iGov, Fintech Band
  • Кенигштейн Илья, инвестор, CQ
  • Кирилл Мазур, партнер Imperious Group
  • Кологривов Ярослав, директор Polyteco
  • Колодюк Андрей, основатель Divan.TV, управляющий партнер AVentures Capital
  • Косован Александр, управляющий партнер SMRK
  • Кохановский Александр, Esforce
  • Максимович Ярослав, основатель Banner.UA
  • Многолетний Владимир, Genesis
  • Нестеренко Александр, ARTKB
  • Палиенко Николай, соосноваетль и СЕО Prom.ua
  • Роговский Вадим ст.
  • Рубин Эдуард, и.о. ректора ХНУРЭ
  • Рябоконь Михаил, Noosphere
  • Семенов Игорь, партнер TA Venture
  • Сорока Александр, Startup.ua
  • Сысоев Евгений, управляющий партнер AVentures Capital
  • Тимошенко Артем, Maxpay
  • Тисленко Влад, CEO Concepter
  • Чайка Юрий, сооснователь MonexY
  • Шабуров Виктор, СЕО Looksery
  • Шойфот Игорь, ТМТ
  • Дмитрий Лидер, сооснователь Grammarly
  • Яковенко Валерий, Drone.UA
  • Яковер Макс, основатель «Часопис» / UNIT.City

Редакция AIN.UA благодарит членов экспертного совета за участие в проекте.

Оставить комментарий

Комментарии | 9

Поиск